+7 911 243 80 65

История и проблемы развития малого бизнеса России

Распад Великого, Всепоглощающего и Уравнительного Союза на Руси привел к осознанию многими россиянами того факта, что никто не может и не должен иметь совершенно одинаковый доход и условия жизни в связи с тем, что каждый родился под своей звездой и наделен определенными способностями, возможностями и перспективами.

Разрушение меняем на созидание

Время разрушений сменилось временем созидания, которое вселило в россиян понимание того факта, что благосостояние утопающих – дело рук самих же утопающих, а соломинки больше не раздают. Именно тогда и стартовала эра малого и среднего предпринимательства. Она и ныне длится с переменным успехом.

Малый бизнес стал явлением нашей повседневной российской жизни. С ним многие из нас контактируют ежедневно, сами того не осознавая, оказались невольно вовлечены в единую систему предпринимательства. С чем же «едят» этот пресловутый малый бизнес и кто поможет ему встать на ноги, да и поможет ли вообще?


Малый бизнес: особые признаки предпринимательства России


Понятие «малый бизнес» трактовали много раз. Каждый автор налагал свою точку зрения, при этом общепринятая трактовка также была не стабильна и реагировала на субъективное отношение очередного своего автора, его принадлежность к той или иной отрасли, а также прочие влиятельные факторы, среди которых - текущая политика верхов для процветания низов, их же, «верхи», кормящих.

Малый бизнес по сути представляет собой некую постоянно изменяющуюся величину, в составе которой присутствуют малые предприниматели. Это физические и юрлиц, которые существуют обособленно и не входят в состав монополий. Они выполняют второстепенную роль в государственной экономике. Сузив термин «малый бизнес» до житейского, можно сказать, что он представляет собой не государственное, а частное предприятие. Оно призвано отвечать индивидуальным целям местности и проживающих там людей, но в рамках регламентов, указанных в соответствующих документах государственного уровня
.

Предпринимательствов более широком смысле можно определить как несколько рискованную, но направленную деятельность с цель увеличения до максимума собственного дохода юрлица или ИП с помощью собственного производства товаров с целью их дальнейшей реализации,  предоставления услуг и проведения работ. Успешность такой деятельности оценивается не растущей стоимостью самого бизнеса, а процентом прироста прибыли в ограниченный временной период.

Почему развитие малого бизнеса необходимо

Уровень, который в настоящее время достиг малый бизнес России, невысок и требует планомерной экономической активности и развития предпринимателей. Он является серьезным определяющим фактором демократизации и открытости экономики. Поддерживая данный сегмент рынка, правительство решит и всеобщие российские вопросы, поднимет благосостояние народа, увеличит процент состоятельных жителей страны. Это приведет и к росту налоговых сборов, поступающих в казну. Развитие малого бизнеса приведет и к росту уровня информированности, ответственности граждан, их инициативности в экономке. Конкуренция поможет сдержать общий рост цен. Поддержка государства подтолкнет предпринимателей к повышению качества продукции. Более того, она поможет внедрять инновационные технологии.

Одновременно решаются вопросы безработицы. Трудно переоценить роль малых предпринимателей в общей экономике России. Эта сфера рынка становится серьезным инструментом общего развития и стабильности страны.

Проблемы России при переходе к рыночной экономике

Россия столкнулась с серьезным списком проблем, переходя на рынок. Основная среди них - отсутствие права собственности. Кто станет владельцем предприятий, ранее принадлежавших государству? Каков будет механизм ценообразования при передаче их в собственность частным лицам. Отсутствовал рынок капитала. Не работали банковская, валютная, финансовая схемы.

Предстояло разрабатывать новые варианты планирования, бухучета для проведения адекватной оценки компаний, а далее для оценки результатов их функционирования. Даже принятые законы оказались несовершенными при появлении иных принципов в экономических отношениях, иных видов собственности и форматов контрактов.

Отсутствовали профессиональные менеджерские кадры, которые смогли бы работать при новых, рыночных отношениях, вести конкурентную борьбу в России, а также на мировом рынке. Новые правила экономической игры надо было разъяснять гражданам, чтобы они поняли и приняли их.

Вырабатывалась политика в вопросах конкуренции, регулирования экономики, инструмент решения проблем приватизации огромных, неэффективных предприятий, которые могли трансформироваться в такие же малоэффективные частные монополии.

Не было механизма безболезненного отказа в дальнейшем государственном финансировании и поддержке некоторых отраслей производства, отсутствовала налоговая система, которая могла бы субсидировать деятельность правительства.

Стоило решить вопрос закрытия фирм, не способных действовать в условиях жесткой конкуренции, чтобы они не тормозили экономическое развитие России и ее пока еще очень слабого малого бизнеса. Отсутствовала служба соцпомощи для решения социальных проблем, которые неизбежно и массово возникали в условиях экономической непропорциональности переходного периода и последующего за ним предпринимательского развития.

По материалам съездов и конференций предпринимателей

В материалах 1-го Всероссийского съезда, который был созван в интересах малых предприятий, все эти проблемы были широко освещены. Среди них особо отмечались:

2-я Всероссийская конференция, открывшаяся на рубеже 21 века в Москве и была очень красиво названа. Она провозгласила своим лозунгом фразу «Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование» и поставила целью выявить причины нереальных административных барьеров. Осуществление надзора за развитием российского предпринимательства В 2003 году Минэкономразвития и торговли по поручению действующего Президента проводило инвентаризацию контролирующих госорганов, которые были созданы для работы с малыми предприятиями России. Проверка показала, что невероятное число сотрудников огромного количества организация не относятся напрямую к такому надзору.

Единая система госконтроля в России отсутствовала. Надзирали все, кто хоть что-то в этом смыслил. Без сомнения, основное внимание таких проверяющих обращалось не на развитие предприятия малого бизнеса и улучшение его работы, а на ограничение его свободы и возможность поборов.

Основные проблемы малого бизнеса России

Основные проблемы малого бизнеса в России можно подразделить на несколько категорий:

Наличие проблем легко объяснимо. По сути речь идет о созидании того сектора экономики, которого ранее не существовало. Этот сектор должен обладать широкими возможностями, маттехресурсами и денежной массой. Тогда было бы можно смело рассуждать о формировании очередного сектора экономики.

Казалось бы, что может быть проще? Раз – и ты предприниматель. Однако, основная часть граждан Советского Союза жила от зарплаты до зарплаты и не имела накоплений для начала собственного дела. Напряженный государственный бюджет периода перестройки не мог стать источником субсидий. Кредитование было ограниченным и трудно реализуемым из-за регулярно прогрессирующей инфляции. Инвестиции в развитие компаний, работающих в сегменте среднего и малого бизнеса, падали ежегодно.

На правах аналитических промежуточных выводов из ситуации

Из выше сказанного следуют определенные выводы:

Проблемы и тенденции развития

Сегодня начала проявляться тенденция окружения предпринимателей малой и средней руки былыми рамками всем надоевшей и изжившей себя планово-административной системы. Они сталкиваются с требованиями планирования и регламентации деятельности, инструментами которой становятся всевозможные лимиты, возникающие, как грибы, фонды и тому подобное.

Требуется создание новой аналитической схемы для получения грамотной и актуальной информации о деятельности юрлиц и ИП. Такая схема должна строиться с учетом полученных за определенный период функционирования малого бизнеса результатов, отчетности по реальным показателям, позволяющим предпринимателю пользоваться льготным и выгодным им налогообложением.

Очень низок тот объем, который требуется, чтобы обеспечить предприятия малого бизнеса необходимыми ему ресурсами - материальными, техническими. Более того, такое обеспечение, если оно есть, осуществляется с существенным запозданием. Оборудование, инструмент, техника для таких предприятий отсутствует, а они должны создаваться с учетом специфики малого предпринимательства. Серьезно ограничен для них и доступ к IT-сектору, информационным технологиям.
Приобретение нового технологичного продукта требует существенных одноразовых вложений. Кадровая проблема остается все такой же острой, как и на заре появления представителей малого бизнеса. В сильно запущенном состоянии находится и социальная защита предпринимателей. Нет надежного механизма, который позволил бы грамотно распределить финансирование от общественных фондов. Практически отсутствует система соцгарантий и соцобеспечения. Ее требуется возрождать и перекраивать.
Главным источником финансирования представителей малого бизнеса, как и прежде, является собственная прибыль молодого юрлица или ИП. Треть предпринимателей продолжают вкладывать в развитие только личные накопления, всего 16 процентов получат банковское кредитование. Среди основных препятствий на пути к получению кредита 50% владельцев предприятия называют завышенные ставки по процентам. Свыше четверти предпринимателей ссылаются на отсутствие залога, который удовлетворит в полном объеме требования банка.

В кредитном банковском обслуживании предприятий малого бизнеса отсутствуют льготы постоянного клиента того или иного банка. При оформлении кредита требуется оформление огромного пакета документации. Длительность рассмотрения заявления также неудовлетворительна. Сроки основательно затягиваются.
Крайнее недовольство предпринимателей вызвано также искусственным занижением периодов кредитования и залоговой цены. Перечень материальных благ, предложенных предпринимателем в качестве залога, сокращен до минимума. Вызывает серьезное недовольство у предпринимателей и качество их обслуживания в банках.
Ряд московских банков делает попытки совершить некоторые действия для улучшения ситуации, но эти меры не позволяют существенно улучшить ситуацию в вопросах кредитования малого бизнеса. Доступность территорий для организации производства, офисных площадей - важнейший параметр, который основательно препятствует развитию малого бизнеса в нашей стране.
Для основной массы регионов характерен ощутимый дефицит подходящих для данного сегмента рынка площадей. Более того, этот дефицит становится причиной высоких арендных ставок. Дополняют проблему искусственно возводимые местной администрацией барьеры.
Очередная сложность развития малого бизнеса в России - проблемное сотрудничество бизнесменов с властями на местах, с проверяющими местными представителями властей. Зачастую необоснованные проверки вызваны вымышленными претензиями и даже откровенным вымогательством.
Правовая основа находится в неудовлетворительном состоянии. Предприниматели не защищены и даже сами не заинтересованы в подаче заявлений о нарушениях в суд. Они предпочитают обратиться к своей "крыше" из органов власти, т.е становится предпочитаемой альтернативой законной судебной деятельности коррумпированность отдельных представителей госорганов и администрации на местах.
Слабо повышается конкурентоспособность малого бизнеса. Помехой доступу продукта, производимого предпринимателями, на широкие рынки сбыта становятся монополисты. Сотрудники администрации, зачастую, используют свое служебное положение, что оказать поддержку отдельным фирмам. Региональные и муниципальные органы заинтересованы в продвижении отдельных фирм.
Вывод из всего вышесказанного напрашивается один: развитие российского малого и среднего предпринимательства тормозится наличием тех же негативных сторон, которые проявились в период их зарождения и сопровождали их всю короткую историю развития в новых экономических условиях.

Новости